Аборигенная порода-зоологический подвид

Из статьи из журнала АСКА, ред. Игорь Семенов, 2008/1



Аборигенные собаки - это естественные породы, которые никогда не создавались путем запланированных генетических преобразований, преднамеренным отбором разводимых линий или скрещиваний между разными породами. Путешественники прошлых веков писали о пользе, сообразительности местных собак и их службе для людей. В то же время, они использовали нелестные эпитеты, называя их «дворнягами», «нечистокровными колли», «лишайными тварями», «уродливыми собаками» и т. п. В общем, путешественники, чей вкус был воспитан на европейских чистокровных породах, считали аборигенных собак местными дворнягами, и это было весьма близко к истине. Однако, они были особенными дворнягами, которых сейчас мы предпочитаем называть аборигенными породами, хотя некоторые любители собак и эксперты неохотно используют термин «порода», говоря об аборигенных собаках. Аборигенные породы вызвали интерес профессиональных биологов сравнительно недавно, главным образом, по причине возросшего интереса общества к охране природы и национального наследия. Существует удивительно мало серьезных научных исследований по аборигенным собакам как таковым. Фактически они очень сходны с дикими животными, потому что никто не может заявить авторство на какой-либо тип аборигенных собак. Самое большее, что можно было сделать - это открыть и описать их так же, как мы открываем и описываем дикие виды и подвиды. Географы и этнографы открывали аборигенных собак, и они оставили более или менее куцые описания их, из которых сейчас мы пытаемся извлечь информацию об их происхождении и историческом прошлом. Сейчас многие аборигенные собаки уже вымерли или оказались на грани вымирания. Все большее число энтузиастов и желающих внести вклад в их спасение людей импортируют этих собак из родных им стран и хорошо о них заботятся, популяризуют их, разводят их, ведя родословные с надеждой, что Американский Кеннел Клуб (АКС), FCI и другие клубы их признают официально. Обычно достаточно интереса попробовать держать новую «неиспорченную» породу. Остается вопрос: а для чего? Хотим ли мы испортить также и аборигенных собак? Прежде, чем серьезно заняться программами по охране и спасению аборигенных пород, необходимо понять, как и почему они отличаются от культурных пород и рассмотреть поближе саму концепцию аборигенной породы. Реальное сохранение аборигенных пород может быть только их сохранение в качестве аборигенных пород вместе с их средой и работой, которую они несут для людей. Одна из самых поразительных черт аборигенных собак это - их естественность. Фактически они более сходны с подвидами диких животных, описываемых зоологами, чем с классическими породами (культурными породами) домашних животных. В самом деле, каждая популяция специфического типа аборигенной собаки имеет свой географический ареал распространения, и он всегда связан с определенной этнической группой людей. Поскольку собаки - это одомашненные животные, ассоциированные с людьми, их можно называть этногеографическими породами. В то же время, подобно диким животным, каждая из этногеографических пород является результатом медленной эволюции в условия жизни и работы совместно с людьми. Эти породы подвергались естественному отбору и отборам, направлявшимися людьми с целью улучшения их рабочих качеств. Отбор, направляемый людьми, был весьма стихийным, иногда его называют «бессознательным» отбором, который можно скорее рассматривать просто как иная форма естественного отбора, чем тем отбором, который применяется на основе современных знаний в области животноводства и генетики. Это объясняется тем, что аборигенные собаки живут и работают для людей в условиях почти неограниченной свободы и никогда, или редко, привязаны или заперты, и их кормят не регулярно (иногда не кормят в течение нескольких недель); они вяжутся свободно и иногда даже выращивают своих щенков без помощи людей. Они живут с людьми, скорее, как симбионты, чем как животные плененные, эксплуатируемые или испорченные одомашниванием. Конечно, аборигенные собаки имеют свои выгоды от совместной жизни с людьми, например, защита от диких хищников, иногда от плохой погоды и голода. Последнее особенно очевидно там, где люди и их собаки живут в особенно суровых климатических условиях, таких как на приполярном севере или в пустынях, где собаки и люди буквально зависят друг от друга, чтобы просто выжить. Однако, каждый, будь то собака или человек, должен работать, чтобы добыть «хлеб насущный». Например, плохо работающая собака наиболее вероятно не получит хорошего обращения, будет оставлена некормленой и ее щенки не будут сохранены; она будет брошена на голодную смерть в неурожайный год или просто убита на рукавицы. Несмотря на то, что собаки никогда или только временно были ограничены в свободе движения и спаривались свободно, щенки выдающихся сук или от лучших кобелей, если кобель был известен как отец щенков-, были чаще сохраненными и защищенными от невзгод природы и выращены для замещения стареющих взрослых собак. Циклические колебания в урожайности в природе, плотность дичи и разного рода природные колебания оказывали свое влияние на жизнь и людей, и их собак. Естественный отбор не останавливался никогда. Другое сходство между аборигенными собаками и подвидами диких животных заключается в том, что они являются старейшими неизмененными породами в мире. В самом деле, согласно данным из археологических раскопок такие собаки, как лайки или ездовые собаки были с людьми с неолита. Ископаемые скелеты типа салюки датировались 2500 годами до нашей эры, а ископаемый скелет австралийского динго был датирован 4-5 тысячами лет назад. Мощные собаки, используемые для защиты стад, также очень древнего происхождения (4-6 тысяч лет). Сходство между аборигенными собаками и дикими животными идет и еще дальше, если мы рассмотрим поближе их поведение во время их работы, выполняемой для людей. Среди тренеров собак аборигенные собаки известны своим независимым характером. Их часто называют твердолобыми, упрямыми и даже глупыми. Это потому, что аборигенные собаки часто скучают, когда их учат трюкам, подобным цирковым или другим неестественным для них вещам. И в этом они сходны с волками, которым также быстро надоедает, когда их учат простым, но для них бессмысленным действиям. Никто не назовет волка глупым. Однако, в родной среде аборигенные собаки демонстрируют высокую сообразительность, выполняя удивительно сложные задачи, и все это они делают сами. Они быстро учатся тому, что и как должно быть сделано без особого предварительного обучения, дрессировки или наставления людьми. Они все работают естественно.

Чтобы начать работать, аборигенной собаке не нужен метод дрессировки «кнута и пряника». Сама их работа для них является вознаграждением. С определенного возраста каждый щенок схватывает идею что делать и как это делать. Так аборигенные собаки называемые тазы, салюки, афганские борзые, бахмулы и тайганы обучаются охоте сами, если их берут в ту среду, где есть быстро бегающие животные. Фактически они рождаются, живут и растут в такой среде вблизи от их хозяев, живущих в доме, шатре или в юрте. Щенок охотничьей лайки начинает находить и облаивать белок или тетеревов, начиная с возраста нескольких месяцев, но при условии, что ему была дана возможность бегать свободно в лесу. Тот же щенок с возрастом сам переключится на более ценную дичь без специального натаскивания. Это происходит, даже если ее владелец совсем не охотится, а просто берет ее часто в лес. Хорошая лайка знает, на что охотиться и как это делать. Ездовые собаки начинают тащить нарты в возрасте четырех месяцев, когда их подпрягают к взрослым собакам или когда их подпрягают для помощи женщинам и детям тащить легкие нарты с хворостом. Аборигенные ездовые собаки также хороши и на охоте и используются для охоты на крупных морских млекопитающих. Щенки собак, сопровождающие отары овец, начинают работать в гармонии со старшими собаками, участвуя в охране, если они растут при отаре. Для всех этих собак работа является естественной частью их повседневной жизни. Такое поведение сильно отличается от поведения собак, смотрящих вам в глаза и желающих вас порадовать быстрым обучением командам сидеть, подходить, кувыркаться и другим вещам, типично требуемым от культурных пород. Аборигенные собаки делают работу, нужную для людей, но они действуют как дикие животные, потому что они запрограммированы для этого генетически. Вся цепь действий во время работы аборигенной собаки поразительно сходна с цепью действий волков, которые также запрограммированы генетически: как жить и охотиться в стае. Однако, в случае с собаками, их хозяева, а иногда и другие домашние животные, становятся частью их стаи или же жизненными элементами их жизни и среды. Для них овцы или северные олени, уже не добыча, а, скорее, часть защищаемой территории. Точно также для охотничьей собаки застреленное или пойманное животное еще не пища. Добытое принадлежит хозяину, а он накормит собаку потом. Сейчас я проиллюстрирую различие между аборигенной породой и культурной породой на основе наблюдений, сделанных людьми с богатым опытом по поведению собак. Возьмем басенджи - одну из наиболее диких аборигенных пород и спаниель - одну из наиболее любимых культурных пород. Корен (1994), тренер собак, сравнил поведение 79 пород и оценил их сообразительность по способности слушаться и обучаться выполнению команд, получаемых от дрессировщика. В своей книге «Сообразительность собак. Сознание собаки и ее способности» он пишет, что кокер-спаниель - самая сообразительная из собак, но в его списке басенджи занимает 78-е место из 79 исследованных пород. Эта книга стала одним из бестселлеров, и вскоре после ее представления в утренней телепередаче в США бедняга басенджи был публично унижен! Однако, по чудесному совпадению почти за 30 лет до публикации книги Корена было проведено научное исследование, в котором Скотт и Фуллер (1965) сравнили поведение басенджи и кокер-спаниеля в экспериментах, запланированных на испытание по послушанию и решению проблем. Скотт и Фуллер также использовали шелти, фокстерьеров и биглей в их исследовании по генетике и социальному поведению у собак. Среди пяти пород только басенджи был настоящей примитивной аборигенной породой. В опытах, включавших команды голосом, требующих оставаться на весах, ограничивающих активность собаки на поводке, послушания, остановки на платформе на расстоянии от дрессировщика, кокер-спаниель был самым легким в обучении. Басенджи был самым трудным. Три другие породы были между этими двумя по трудности обучения. В опытах по целевой ориентации с различной степенью трудности девятинедельные щенки обучались бежать и решать задачу, чтобы достичь определенной цели. В этих и других экспериментах, требующих активного решения задачи, басенджи оказался самым сообразительным из всех испытывавшихся пород, а кокер-спаниель был на последнем месте. Из этих экспериментов стало особенно очевидно, что там, где требовалась гибкость лап и пальцев и где нужна была изобретательность и инициатива, аборигенная «дикого типа» порода с независимым мышлением превосходно отличилась. Интересно, что порода, «созданная человеком», - кокер-спаниель, была наиболее успешной в тестах на пассивное послушание. Фактически здесь мы имеем дело с разными концепциями породы. Обе породы, культурная и естественная (дикий тип) -очень хорошие собаки, но они были развиты различными селективными силами и для разных целей. Басенджи стал, скорее, как дикий подвид одомашненной собаки (Canis familiaris), а кокер-спаниель стал культурной породой домашней собаки. Ниже я привожу мое любимое определение подвида, данное Эрнстом Майром (Мауг,1963). Подвид - это агрегат местных популяций вида, обитающий на части географического ареала вида и отличающийся таксономически от других популяций того же вида. Слово таксономически означает, что такая популяция уникально отличается в достаточной степени, чтобы ученые ее признали как подвид и дали ей научное название по-латински. Добавьте к этому определению человеческий фактор, принадлежащий этнической группе людей, и вы получите хорошее определение аборигенной породы. На самом деле попытки описания аборигенных пород собак в качестве подвидов Canis familiaris уже неоднократно делались, но они не встретили поддержки среди зоологов просто потому, что Canis familiaris - это просто домашнее животное и ее вариации не относятся к традиционным объектам, интересным для систематиков. Пожалуй, каждая аборигенная порода лучше всего характеризуется своей способностью выполнения определенной работы, внешним видом и географическим ареалом вместе с ее местом в культуре определенной этнической группы (или близкородственных групп), с которыми она живет. Окрас шерсти довольно изменчив индивидуально, а один из них особенно заметен фенотипически - это окрас с белыми пятнами. Пегий окрас - это черта, появившаяся в условиях одомашнивания и жизни под защитой человека. Обе идеи - идея подвида и идея аборигенной породы - применимы к реальным популяциям с реальными географическими ареалами и их признание как единиц с названиями поддерживаются здравым смыслом и практической необходимостью. Это делает и те и другие важными и заметными как часть биологического разнообразия. Общепринятое определение породы слабо поддерживается строго научным методом, потому что идея породы (здесь снова видно сходство с подвидом диких животных) всегда несколько туманна и обычно это то, с чем мы соглашаемся коллективно. Согласно словарю Мериама Вебстера, порода - это группа животных или растений родстве.А вот определение породы, предложенное американским генетиком, Д. Л. Лушем, одним из отцов современной популяционной генетики домашних животных (Lush, 1994): Животные, которые посредством селективного разведения стали похожими друг на друга и передают свои признаки единообразно потомству. Аборигенные собаки, живущие в определенном районе и используемые одинаковым образом, вполне подходят под такое определение породы, потому что они сходны между собой в результате селективного процесса и передают свои сходные черты потомству. Наименование аборигенных собак определенных этнических групп и географических районов породами стало очень обычным в научной и популярной литературе. Часто спорят, какой из принципов предпочесть, географический или этнографический (национальный). Разделение их будет всегда искусственным. Это как раз то, что было сделано в прежнем Советском Союзе, где были созданы четыре породы охотничьих лаек известные сейчас. Хотя слова о сходстве между собой относятся главным образом к внешнему виду. У сельскохозяйственных животных признаки продуктивности могут быть не менее, а часто и более важными, чем внешний вид и это в равной степени верно в отношении аборигенных пород. Творческие заводчики сельскохозяйственных животных создают и держат свои собственные уникальные породы. Поэтому, есть еще более вольное определение породы: Порода -это группа домашних животных, названная таковой по общему согласию заводчиков. Это термин, который возник среди заводчиков скота и, можно сказать, созданный для их собственного использования. И никто не имеет право приписывать этому термину научный смысл определения и обвинять заводчика в неправоте, если они не следуют данному определению. Это их термин и то, как они его используют - будет правильным (Lush, 1994). В свободном мире каждый заводчик или группа заводчиков собак или других животных, могут попробовать свои силы в области искусства разведения своих животных и будущее любой из вновь полученных пород будет зависеть от ее признания потребителями. Однако, аборигенные породы очень сильно отличаются. В сущности они являются естественными явлениями,- географическими вариантами домашней собаки (Canis familiaris), эквивалентными подвидам в зоологии. Каждая из них уникальна и произошла эволюционным путем. Аборигенные породы - это еще остающиеся естественные монументы природы и культуры, потому что они доказали свою полезность и прошли испытание временем. Их самая важная концептуальная разница от постоянно изменяющихся искусственных культурных пород заключается в том, что они были развиты для выполнения определенной функции. Их внешний вид имеет вторичное значение и всегда связан и подчинен функции.



Обновлен 17 апр 2012. Создан 09 фев 2011



Вверх
Питомник басенджи Dream Of Congo • Basenji Family From Ukraine • © Все права защищены