КОНЦЕПЦИЯ АБОРИГЕННОЙ ПОРОДЫ СОБАК

Автор - Владимир Береговой (Вирджиния,США)



Часть I.

 

Введение

 

Было время, когда аборигенные породы собак были единственными породами во владении людей. Все современные популярные породы собак, в то, или другое время, были выведены от аборигенных пород. Затем, они улучшались искусственным отбором и межпородными скрещиваниями, чтобы получить наиболее желательную комбинацию признаков во внешности и поведении. В течение длительной истории жизни в условиях ограниченной свободы движения, хорошего ухода, и тренировок на послушание, они стали болееили менее беспомощными, если их предоставить самим себе. Иногда такие породы называются «породами,сделанными людьми» или «культурными породами». Многие породы других видов животных были также получены селективным разведением и содержанием в условиях хорошего ухода и строго контролируемой среды и они также стали ослаблены физически и зависимы от пищи и защиты, получаемой от людей. Современная концепция породы основана, главным образом, на знаниях, накопленных в процессе работы спородами такого рода. Собаки, которые не подходят под определение любой из известных пород,перечисленных в каталогах кинологических клубов, остаются «невидимыми» для публики и чаще всего вовсе не считаются породами. С другой стороны, если главные регистрирующие собак организации принимают аборигенную породу, она также подвергается изменениям и превращается в еще однукультурную породу, разводимую с родословными.

 

Аборигенная порода или зоологический подвид

 

Аборигенные собаки - это естественные породы, которые никогда не создавались путем запланированных генетических преобразований, преднамеренным отбором разводимых линий или скрещиваний между разными породами. Путешественник прошлых веков, когда они встречали туземных людей далеких стран, писали о пользе, сообразительности местных собак и их службе для людей. В то же время, они использовали нелестные эпитеты, называя их «дворнягами», «нечистокровными колли»,«лишайными тварями», «уродливыми собаками» и т. п. В общем, путешественники, чей вкус был воспитанна европейских чистокровных породах, считали аборигенных собак местными дворнягами и это было весьма близко к истине. Однако, они были особенными дворнягами, которых сейчас мы предпочитаем называть аборигенными породами, хотя некоторые любители собак и эксперты не охотно используют термин«порода», говоря об аборигенных собаках. Аборигенные породы вызвали интерес профессиональных биологов сравнительно недавно, главным образом, по причине возросшего интереса общества к охране природы и национального наследия.Удивительно мало серьезных научных исследований по аборигенным собакам как таковым. Фактически они очень сходны с дикими животными, потому что никто не может заявить авторство на какой-либо тип аборигенных собак. Самое большее, что можно было сделать, это открыть и описать их, также как мы открываем и описываем дикие виды и подвиды. Географы и этнографы открывали аборигенных собак и они оставили более или менее куцые описания их, из которых сейчас мы пытаемся извлечь информацию об их происхождении и историческом прошлом. Сейчас многие аборигенные собаки уже вымерли или оказались на грани вымирания. И всё большее число энтузиастов и людей, желающих внести вклад спасение этихсобак, импортируют их из родных им стран и хорошо о них заботятся, популяризуют их, разводят их, ведя родословные с надеждой, что Американский Кеннел Клуб (AKC), FCI и другие клубы их признают официально. Обычно достаточно интереса попробовать держать новую «неиспорченную» породу. Остается вопрос: а для чего? Хотим ли мы испортить также и аборигенных собак? Прежде чем серьезно заняться программами по охране и спасению аборигенных пород необходимо понять как и почему они отличаются откультурных пород и рассмотреть поближе саму концепцию аборигенной породы. Реальное сохранение аборигенных пород может быть только их сохранение в качестве аборигенных пород вместе с их средой и работой, которую они несут для людей.Одна из самых поразительных черт аборигенных собак - это их естественность. Фактически они более сходны с подвидами диких животных описываемых зоологами, чем с классическими (культурными) породами домашних животных. В самом деле, каждая популяция специфического типа аборигенной собаки имеет свой географический ареал распространения и он всегда связан с определенной этнической группой людей. Поскольку собаки как одомашненные животные ассоциированы с людьми, их можно называть этногеографическими породами. В то же время, подобно диким животным, каждая из этногеографических пород является результатом медленной эволюции в условия жизни и работы совместно с людьми. Эти породы подвергались естественному отбору и отборы, направлявшемуся людьми, благоприятствовавшему лучшим рабочим качествам. Отбор, направляемый людьми, был весьма стихийным, иногда его называют «бессознательным» отбором, который можно скорее рассматривать просто как иной формой естественного отбора, чем как тем отбором, который применяется на основе современных знаний в области животноводства и генетики. Это объясняется тем, что аборигенные собаки живут и работают для людей в условиях почти неограниченной свободы и никогда, или редко, привязаны или заперты и их кормят нерегулярно (иногда не кормят в течение нескольких недель); они вяжутся свободно и иногда даже выращивают своих щенков без помощи людей. Они живут с людьми скорее как симбионты, чем как животные плененные, эксплуатируемые или испорченные одомашниванием. Конечно, аборигенные собаки имеют свои выгоды от совместной жизни с людьми, например, защита от диких хищников, иногда от плохой погоды и голода. Последнее особенно очевидно там, где люди и их собаки живут в особенно суровых климатических условиях, таких как на приполярном севере или в пустынях, где собаки и люди буквально зависят друг от друга, чтобы просто выжить. Однако, каждый, будь-то собака или человек, должен работать,чтобы добыть «хлеб насущный». Например, плохо работающая собака наиболее вероятно не получит хорошего обращения, будет оставлена некормленной и ее щенки не будут сохранены; она будет брошена на голодную смерть в неурожайный год или просто убита на рукавицы. Несмотря на то, что собаки никогда или только временно были ограничены в свободе движения и спаривались свободно, щенки выдающихся сук или от лучших кобелей, если кобель был известен как отец щенков, были чаще сохраненными и защищенными от невзгод природы и выращены для замещения стареющих взрослых собак. Циклические колебания в урожайности в природе, плотность дичи и разного рода природные колебания оказывали свое влияние на жизнь и людей и их собак. Естественный отбор не останавливался никогда.Другое сходство между аборигенными собаками и подвидами диких животных заключается в том, что они являются старейшими неизмененными породами в мире. В самом деле, согласно данным из археологических раскопок, такие собаки как лайки или ездовые собаки были с людьми с неолита. Ископаемые скелеты типа салюки датировались 2500 годами до нашей эры, а ископаемый скелет австралийского динго был датирован 4-5 тысячами лет назад. Мощные собаки, используемые для защиты стад, также очень древнего происхождения. Сходство между аборигенными собаками и дикими животными идет и еще дальше, если мы рассмотрим поближе их поведение во время их работы, выполняемой для людей. Дрессировщикам известен независимый характер аборигенных собак, за что их часто называют твердолобыми, упрямыми и даже глупыми. Это потому, что аборигенные собаки часто скучают, когда их учат трюкам подобным цирковым или другим неестественным для них вещам. И в этом они сходны с волками, которым также быстро надоедает, когда их учат простым, но для них бессмысленным действиям. Никто не назовет волка глупым.Однако, в их родной среде аборигенные собаки демонстрируют высокую сообразительность, выполняя удивительно сложные задачи и все это они делают сами. Они быстро научаются тому, что и как должно быть сделано без особого предварительного обучения, дрессировки или направления людьми. Они все работают естественно. Чтобы начать работать, аборигенной собаке не нужен метод дрессировки «палки и морковки». Сама их работа для них вознаграждение. С определенного возраста каждый щенок понимает что и как ему делать. Так аборигенные собаки называемые тазы, салюки, афганские борзые, бахмулы и тайганы научаются охоте сами, если их берут в то среду, где есть быстро бегающие животные. Фактически они рождаются,живут и растут в такой среде вблизи от их хозяев, живущих в доме, шатре или в юрте. Щенок охотничьей лайки начинает находить и облаивать белок или тетеревов, начиная с возраста нескольких месяцев, но при условии, что ему была дана возможность бегать свободно в лесу. Тот же щенок с возрастом сам переключится на более ценную дичь без специального наущения. Это происходит, даже если его владелец совсем не охотится, а просто берет его часто в лес. Хорошая лайка знает, на что охотиться и как это делать.Ездовые собаки начинают тащить нарты в возрасте четырех месяцев, когда их подпрягают со взрослыми собаками или когда их подпрягают для помощи женщинам и детям тащить легкие нарты с хворостом. Аборигенные ездовые собак также хороши и на охоте и используются для охоты на крупных морских млекопитающих. Щенки собак, сторожащих отары овец, начинают работать в гармонии со старшими собаками, участвуя в охране, если они растут при отаре. Для всех этих собак их работа является естественной частью их повседневной жизни. Такое поведение сильно отличается от поведения собак,смотрящих вам в глаза и желающих вас порадовать быстрым научением сидеть, подходить, кувырнуться и другим вещам типично требуемым от культурных пород. Аборигенные собаки делают работу нужную для людей, но они действуют как дикие животные,потому что они запрограммированы для этого генетически. Вся цепь действий во время работы аборигенной собаки поразительно сходна с цепью действий волков, которые также запрограммированы генетически как жить и охотиться в стае. Однако, в случае с собаками, их человеческие хозяева, а иногда и другие домашние животные, становятся частью их стаи или же жизненными элементами их жизни и среды. Для них овцы, или северные олени, уже не добыча, а скорее часть защищаемой территории. Точно также для охотничьей собаки, застреленное или пойманное животное еще не пища. Добытое принадлежит хозяину, а он накормит собаку потом.Сейчас я проиллюстрирую различие между аборигенной породой и культурной породой на основе наблюдений сделанных людьми с богатым опытом по поведению собак. Вот басенджи, одна из наиболее диких аборигенных пород и вот спаниель, одна из наиболее популярных культурных пород. Корен (1994), тренер собак, сравнил поведение 79 пород и оценил их сообразительность по способности слушаться и научаться выполнению команд получаемых от дрессировщика. В своей книге «Сообразительность собак; Сознание собаки и ее способности», он пишет, что кокер-спаниель самый сообразительный из собак, а басенджи в его списке занимает 78-ое место из 69 исследованных пород. Эта книга стала одним из бестселлеров вскоре после ее презентации на утренней телепередаче в США. Бедняга басенджи был публично унижен! Однако, по чудесному совпадению, было проведено научное исследование почти 30 лет до публикации книги Корена, в котором Скотт и Фуллер(1965) сравнили поведение басенджи и кокер-спаниеля в экспериментах, запланированных на испытание попослушанию и решению проблем. Скотт и Фуллер также использовали шелти, фокстерьеров и биглей в ихисследовании по генетике и социальному поведению у собак. Среди пяти пород только басенджи был настоящей примитивной аборигенной породой. В опытах, включавших команды голосом, требующих оставаться на весах, ограничивающих активность собаки на поводке, послушания, оставаться на платформена расстоянии от дрессировщика, коккер-спаниель был самым легким в обучении. Басенджи был самым трудным. Три другие породы были между этими двумя по трудности обучения. В опытах по целевой ориентации с различной степенью трудности, девятинедельные щенки обучались бежать и решать задачу,чтобы достичь определенной цели. В этих и других экспериментах требующих активного решения задачи басенджи оказался самым сообразительным из все испытывавшихся пород, а коккер-спаниель был на последнем месте. Из этих экспериментов стало особенно очевидно, что там, где требовалась гибкость лап и пальцев и где нужна была изобретательность и инициатива, аборигенная «дикого типа» порода с независимым мышлением превосходно отличилась. Интересно, что порода «созданная человеком» - коккер-спаниель, была наиболее успешной в тестах на пассивное послушание. Фактически здесь мы имеем дело с разными концепциями породы. Обе породы, культурная порода и естественная порода (дикий тип) очень хорошие собаки, но они были развиты различными селективными силами и для разных целей. Басенджи стал скорее как дикий подвид одомашненной собаки (Canis familiaris), а коккер-спаниель стал культурной породой домашней собаки. Ниже я привожу мое любимое определение подвида данное Эрнстом Майорм (Mayr,1963). Подвид -это агрегат местных популяций вида, обитающий на части географического ареала вида и отличающийся таксономически от других популяций того же вида. Слово таксономически означает, что такая популяция уникально отличается в достаточной степени, чтобы ученые ее признали за подвид и дали ей научное название по-латински. Добавьте к этому определению человеческий фактор, принадлежащие этнической группе людей, и вы получите хорошее определение аборигенной породы. На самом деле попытки описания аборигенных пород собак в качестве подвидов Canis familiaris уже неоднократно делались, но они не встретили поддержки среди зоологов просто потому, что Canis familiaris это просто домашнее животное и ее вариации не относятся к традиционным объектам интересным для систематиков. Пожалуй, каждая аборигенная порода лучше всего характеризуется своей способностью выполнения определенной работы,внешним видом и географическим ареалом вместе с ее местом в культуре определенной этнической группы (или близко родственных групп), с которыми она живет. Окрас шерсти довольно изменчив индивидуально, а один из них особенно заметен фенотипически, это окрас с белыми пятнами. Пегий окрас это черта,появившаяся в условиях одомашнивания и жизни под защитой человека. Обе идеи, идея подвида и идея аборигенной породы применимы к реальным популяциям с реальными географическими ареалами и их признание как единиц с названиями поддерживаются здравым смыслом и практической необходимостью. Это делает и те и другие важными и заметными как часть биологического разнообразия. Общепринятое определение породы слабо поддерживается строго научным методом, потому что идея породы (здесь опять видно сходство с подвидом диких животных) всегда несколько туманно и обычно это то, на чем мы соглашаемся коллективно. Согласно словарю Мериама Вебстера, порода это группа животных или растений родственных друг другу по общему происхождению и внешне сходных по большинству признаков. А вот определение породы, предложенное американским генетиком, Д. Л. Лушем, одним из отцов современной популяционной генетики домашних животных (Lush, 1994): «Животные, которые посредством селективного разведения стали похожими друг на друга и передают свои признаки единообразно потомству». Аборигенные собаки, живущие в определенном районе и используемые одинаковым образом вполне подходят под такое определение породы, потому что они сходны между собой в результате селективного процесса и передают свои сходные черты потомству. Наименование аборигенных собак определенных этнических групп и географических районов породами стало очень обычным в научной и популярной литературе. Часто спорят, какой из принципов предпочесть, географический или этнографический(национальный). Разделение их будет всегда искусственным. Это как раз то, что было сделано в прежнем Советском Союзе, где были созданы четыре породы охотничьих лаек, известные сейчас. Хотя слова осходстве между собой относятся главным образом к внешнему виду, у сельскохозяйственных животных,признаки продуктивности могут быть не менее, а часто и более важными, чем внешний вид и это в равной степени верно в отношении аборигенных пород.Творческие заводчики сельскохозяйственных животных создают и держат свои собственные уникальные породы. Поэтому, есть еще более вольное определение породы: «Порода это группа домашнихживотных названная таковой по общему согласию заводчиков... термин, который возник среди заводчиков скота и можно сказать созданный для их собственного использования и никто не имеет приписывать этому термину научный смысл определения и обвинять заводчика в неправоте, если они не следуют данному определению. Это их термин и то, как они его используют, будет правильным.» (Lush, 1994).В свободном мире каждый заводчик или группа заводчиков собак, или других животных, могут попробовать свои силы в области искусства разведения своих животных и будущее любой из вновь полученных пород будет зависеть от ее признания потребителями. Однако, аборигенные породы очень сильно отличаются. В сущности они являются естественными явлениями, географическими вариантами домашней собаки (Canis familiaris), эквивалентными подвидов в зоологии. Каждая из них уникальна и произошла эволюционным путем. Аборигенные породы это еще остающиеся естественные монументы природы и культуры, потому что они доказали свою полезность и прошли испытание временем. Их самая важная концептуальная разница от постоянно изменяющихся искусственных культурных пород заключается в том, что они были развиты для выполнения определенной функции. Их внешний вид имеет вторичное значение и всегда связан и подчинен функции.

 

Культурные породы

 

Аборигенные породы были предшественниками пород сделанных человеком. Способность собаки охотиться на определенную дичь и определенным образом была всегда важна для охотников прошлых веков.Собаки того времени еще очень напоминали предковых аборигенных собак; они были выносливыми и здоровыми собаками, потому что их разводили охотники для других охотников. Несмотря на то, что разные породы собак имели разные названия и назначения, скрещивание собак разных пород было очень обычным делом и их помеси все равно назывались скорее по их назначению и характеру работы, чем по внешнему виду. Так, например, гончие, борзые или пойнтеры, независимо от того, какие породы были примешаны к ним. Каждая собака ценилась в зависимости от того, как она была способна к охоте и такого рода генетическая «алхимия» в разведении собак продолжалась, пока собак разводили для полевой работы.Однако, радикальные изменения произошли в конце XIX века, когда собак начали разводить в чистоте с родословными записями и использовать их для соревнований на выставках. Выставки собак возродили популярность охотничьих пород, которые численно пошли на спад в предшествующее время по причине потерь земель для охоты и рост городского населения в Европе. Теперь, большее число жителей городов стали заводчиками охотничьих собак, которые теперь стали скорее декоративными, чем охотничьими собаками. Щенки стали продаваться любителям выставок и как собаки компаньоны. Поскольку заводчики в большинстве случаев не были охотниками, внешний вид собаки стал наиболее важен, а первоначальное назначение собаки игнорировалось. Для любителей выставок все эти охотничьи или сторожевые инстинкты стали атавистическими чертами прошлого и больше всерьез не принимались. Интересно, что даже и сейчас многие любители выставок и даже некоторые выставочные судьи серьезно верят, что если экстерьер собаки хорош, ее функциональные качества также автоматически есть в наличии. Поэтому, многие верят, что собаки из линий, побеждающих на выставках, должны быть очень хорошими и в полевой работе, если только им дать возможность себя проявить. На самом деле это маловероятно, во-первых, потому что многие признаки высоко ценимые на выставках фактически не имеют ни какого функционального значения на охоте и, во-вторых, есть анатомические особенности, которые неправильно интерпретируются выставочными судьями ,если они сами не охотники. Вот почему многие охотничьи породы раскололись на две группы, одна для выставок и одна для охоты.Однако, проблема с выставочными породами на этом не кончается. Использование небольшого числа кобелей, выигравших на выставках, в качестве производителей и разведение собак максимально сходных с идеалом описанным в стандарте породы ведут к потере генетической гетерозиготности в популяции. Продолжительный инбридинг поздно или рано приводит к фиксации вредных аллелей и появления генетических аномалий в потомстве с увеличивающейся частотой, такие как пропущенные зубы,неправильный прикус и различные нервные расстройства, наследственная слепота, эпилепсия, вывих в тазобедренном суставе, ненормальности связанные с размножением и т. д. Довольно интересно то, что уже есть несколько пород, ответвленных от аборигенных популяций в сравнительно недавнее время и превращенных в популярные выставочные породы с родословными. Каждая из них содержит особей,страдающих от наследственных заболеваний и чем дольше история породы как выставочной, тем больше она разболтана генетически. Вот список таких пород: финский шпиц, самоедская собака, сибирская хаски, аляскинский маламут, карельская медвежья лайка и басенджи. Несколько других пород с чисто аборигенными предками, но разводившимися по стандарту, такие как западно-сибирская лайка, восточно-сибирская лайка,среднеазиатская овчарка и кавказская овчарка остаются в несколько лучшей форме, потому что они имели назначение как охотничьи или рабочие собаки, а не только как выставочные. Тем не менее, они также подверглись различным изменениям, отклоняющимся от предкового аборигенного типа. Все аборигенные породы, разводимые в питомниках изменяются сходным образом: они становятся крупнее и тяжелее,прожорливее, склонными к ожирению и медлительнее в работе. Эти изменения становятся особенно заметными по достижении у собак около пяти лет и старше. Их аборигенные предковые популяции еще живы и сравнения с ними позволяют нам наблюдать и изучать появляющиеся различия. Разница между выставочными линиями из питомников и предковыми аборигенными популяциями появляется довольно скоро, а зачастую независимо от того, насколько это сознают сами заводчики.Есть книга, основанная на исследованиях наследственных проблем со здоровьем у чистокровныхсобак: «Медицинские и генетические аспекты чистокровных собак» (Ross.D. Clark, J. D. Steiner and H. David.Haynes, editors, 1983). Это книга содержит 576 страниц о наследственных проблемах пород собак, признанных Американским Кеннел Клубом и FCI. Можете себе представить, сколько бы могли написать авторы этой книги об этом предмете, если бы они изучали аборигенных собак не загрязненных смешением скультурными породами? Вероятно они бы не нашли много материала, потому что среди аборигенных собак мутации такого рода выметаются отбором. Рецессивные аллели с вредным эффектом на фенотип среди них встречаются с частотами близкими к тому, что найдено на диких животных. Я хочу напомнить читателям,что не в столь давнее время до 90% популяции колли были носителями наследственной слепоты. Обсуждение и библиография по этому предмету могут быть найдены в книгах (Beregovoy, V. and MoorePorter,2001; M. Derr,1997).

 

 

Дегенеративный отбор

 

Сам образ жизни владельцев собак и причины, почему они разводят или держат собак составляют главную часть той среды, которая в течение длительного времени переделывает каждую породу собак, часто даже вопреки хороших намерений владельцев разводить лучших собак. Это результат бессознательногоотбора в условиях пассивного образа жизни собак в питомниках, в домах и в других условиях сограниченной физической свободой собак. Жизнь собак в коммерческих питомниках особенно вредна для аборигенных пород, которые отличаются сильной реакцией на изменения в окружении, преданы хозяину,энергичны, независимые и способные работники в поле – все те качества, которые не требуются для благополучной жизни собаки в питомнике коммерческого направления. В самом деле, самая удобная собака для выставочного заводчика, особенно же для массового заводчика, это собака, которую удобно кормить,разводить, ласкать и, конечно же, показывать на выставке. Такая собака должна быть удовлетворена жизнью,будучи запертой в вольере в течение многих дней без возможности бегать свободно и взаимодействовать сокружающим миром. Приучение собак сидеть в клетке стало даже стандартным требованием даже для семейных собак, живущих внутри дома. Собаки должны научиться всякого рода запретам, не требовать личного внимания или свободы лаем или попытками вылезти из своего заключения. Иными словами,хорошие собаки для жизни в питомнике должны быть наименее требовательными к физической и нервной активности и наименее реагирующими на всякого рода средовые раздражители или стимулы. Их характер должен быть более похожим на характер свиньи или кролика, чем на характер способной к работе собаки,«друга человека». Более того, наиболее удобный потенциальный чемпион выставки, независимо от первоначального назначения породы, должен позволять незнакомому человеку увести себя на поводке и исследовать свое тело руками без протестов. Собака должна оставаться спокойной помногу часов бездействия, когда ее транспортируют, и в ожидании выхода на ринг. Все эти качества связаны сестественной индифферентностью и вялостью собаки. В таких условиях, энергичные, полные огня собаки оказываются в невыгодном положении. Изобретательные «Гудини» наиболее вероятно попадут в категорию собак, которых коммерческий заводчик, или индивидуальный заводчик, живущий среди дружественных соседей, от которых они пожелают избавиться в первую очередь. Собаки с длинной историей отбора на «наилучшую собаку для жизни в питомнике» не нуждаются во врожденном желании или умении найти свой дом, потому что они все равно никогда не будут испытаны на такую способность, будучи приговоренными к жизни в клетке и никогда не предназначались для работы в поле. Их содержат и разводят, как кроликов, и они изменяются соответственно этому. Некоторые могут возразить, сказав, что они берут своих собак на разнообразные организованные мероприятия специфические для активных тренировок собак, таких как проворный бег с препятствиями, таскание тяжелых грузов, гонки за пластиковым зайцем или аппортирование с воды, защита или соревнования на послушание. Все эти активности лучше, чем ничего, но в случае с аборигенными породами, это не может заменить настоящую охоту, работу в нарте или охрану отары в течение многих дней и месяцев. Для аборигенной собаки, ее работа это часть ее повседневной жизни; для культурной породы, ее работа лишь эпизодическое событие или активное развлечение на фоне скучной взаперти. Другая форма дегенеративного отбора в противовес признакам наиболее биологически  совершенной собаки связана с основной биологической функцией – размножением, начиная со спаривания и вплоть до рождения щенков. Некоторые заводчики обращаются со своими собаками как если бы они были сельскохозяйственными продуктивными животными или декоративными растениями. Суки с более, чем одной течкой в год, рождающие по многу щенков имеют естественное преимущество и это также хорошо,если желательно продать больше щенков. Суки, которые не принимают кобеля без предварительных игр и ухаживания оказываются менее желательными, особенно, если хозяин возил их далеко (даже самолетом) для вязки с лучшим кобелем. Все созданные природой формы поведения, такие как ухаживание, драки, иногда утомительный бег имеют свою адаптивную ценность для предотвращения спаривания с неполноценными или менее выносливыми кобелями. Кобели из числа выставочных чемпионов это уже «драгоценные» производители и им обычно помогают при вязке путем удерживание суки на месте; иначе она могла бы его отвергнуть, чувствуя его неполноценность. Собаки должны быть повязаны, особенно, если одна из них была привезена специально для вязки. Когда рождаются щенки, вся коммерчески ориентированная литература о собаках говорит вам: «Немедленно звоните своему ветеринару!». Хорошая аборигенная сука всегда хорошая мать и она не нуждается ни в чем, за исключением места защищенного от непогоды, качественной пище и миске с чистой водой. Мать сама знает, что ей делать и лучше всего дать природе идти своим путем. Не звоните своему ветеринару - если собака не может размножаться естественно, не используйте ее для разведения. Даже кормление коммерческим сухим кормом, если оно продолжается поколениями, изменит наших собак генетически. Коммерчески производимый корм для собак не тренирует челюсти и мышцы головы, пачкает зубы и перегружает пищеварительную систему собаки балластом. Собака должна есть, переваривать и выводить экскременты почти как травоядное животное - много экскрементов. Со временем это вызовет адаптивные изменения в обмене и генетике. Кормите собак натуральными кормами! Коммерческие заводчики предпочитают использовать для разведения более молодых сук. Многие наследственные проблемы связанные со здоровьем начинают проявляться с возрастом собаки, особенно,когда собака старше трех или более лет. Коммерческий заводчик не хочет рисковать, используя собак старших возрастов. Таким образом можно избежать вредные мутации, проявляющиеся в фенотипе в более старших возрастах они, сознательно или нет, оказываются переданными следующим поколениям. Вот почему многие из собак выставочных пород не очень умны и не развивают даже привязанности к хозяину или естественной привязанности к месту, где они живут; они легко теряются, если их отпускают споводка, особенно если их оставлять без надзора, спонтанные кусаки и т. п.. У нас есть армии специалистов по поведению собак, тренеров, психологов животных и ветеринаров. Наши культурные породы держат их всех очень занятыми. С аборигенными собаками, эти специалисты потеряли бы свой заработок просто потому, что все эти собаки здоровы физически и умственно. Местные заводчики аборигенных собак просто убивают всех ненормальных животных.

 

Часть II.

 

Охрана гетерозиготности аборигенных собак.

 

Наконец, есть еще одна особенность аборигенных собак, которая остается плохо изученной. Каждая аборигенная порода, живущая в ее родной среде, должна иметь высокий уровень гетерозиготности, близкий к тому, который встречается у диких животных. Большая часть видимой изменчивости имеет полигенную основу. Высокий уровень гетерозиготности в аборигенных популяциях собак можно ожидать априорно,потому что они известны широким размахом фенотипической изменчивости, а также потому, что стабилизирующий отбор благоприятствует гетерозиготным организмам. Это тот механизм, который поддерживает сбалансированный полиморфизм у диких животных. Это также тот фактор, который дает природным популяциям абсорбировать, как губка, аллели из других, соседних популяций. Это случается,когда собаки приходят в прямой контакт, например, во время сезонных перегонов скота, сопровождаемого собаками, на далекие расстояния. Гибридная сила дает селективное преимущество, особенно же, если новоприобретенные аллели полезны и в гомозиготном состоянии. Именно поэтому аборигенные породы собак часто в некоторой степени «помесного» происхождения. Несмотря на факт, что определенные типы аборигенных собак преобладают численно в определенных местах, в условиях бесконтрольного спаривания или при частом генетическом обмене между соседними и даже более далекими популяциями, они также открыты для новых возможностей, что и происходит естественным образом. Изменчивость среди собакохраняющих отары, обусловленная сезонными перегонами скота, очень древняя и хорошо описана (Cruz,2007) по аборигенным овчаркам и пастушьим собакам Португалии. Такого рода генетическое смешение существовало задолго до недавнего вторжения импортированных собак культурных пород и не должно быть причиной для беспокойства. Торговые караваны, ярмарки, охотничьи экспедиции далеко от дома, военные походы и даже сам кочевой образ жизни помогали поддерживать общее сходство аборигенных собак сходного назначения на огромных территориях, несмотря на различия между местными собаками,сохранявшиеся в течение долгого времени. Изменчивость, обусловленная смешением собак сходных поназначению не является проблемой, потому что они все равно будут делать свою работу хорошо и их жизнеспособность не уменьшится. Примерами такого рода смешения могут служить в Киригизстане тайган и тазы, в Афганистане афганская борзая и салюки, в Азербайджане длинношерстная и короткошерстная кавказские овчарки, в Сибири между разными типами охотничьих лаек, принадлежащих соседним этническим группам и также между соседними популяциями ездовых собак приполярных районов, и т д. Получится совершенно другой результат, если аборигенные собаки смешаются с импортированными культурными породами. Небольшая примесь культурных пород может быть вычищена естественным отбором. Однако, массовая метизация, когда импортные собаки численно превосходят аборигенных является смертным приговором аборигенной породе. Несмотря на то, что аборигенные породы произошли, когда они были в руках не образованных в животноводстве местных народов, их очищение от чуждых генов требует знания животноводства, генетики и хорошего понимания породы. Поскольку сохранение аборигенной породы означает сохранение популяции, несколько симпатичных собак, купленных туристами не могут помочь спасти породу. Это должен быть организованны, коллективным усилием истинно заинтересованных заводчиков.

 

Спасение аборигенных пород от вымирания

 

Не допущение бессознательного негативного отбора очень важно в долговременной программе по разведению аборигенной породы и это не легкая задача. Например, если даже хорошо информированный любитель собак импортирует пару аборигенных собак с их родины, он определенно будет о них хорошо заботиться. Он также постарается найти хороших хозяев для их щенков. Однако, здесь естественный отбор останавливается. С этого момента все зависит от добросовестности заводчика как не развалить приспособленность собак и сохранить их рабочие качества, которые возможно и привлекли его в самом начале. Эта работа должна быть хорошо организована и отбор должен быть нацелен главным образом на признаки связанные с рабочими качествами, выносливость в работе и здоровье. Собаки должны содержаться и оцениваться в в условиях как можно ближе к естественным условиям на их родине. Они должны вести активную жизнь, охотиться,тащить нарты, охранять скот и т. п., в зависимости от основной специализации, и быть в контакте с другими собаками и окружающий средой. Это помогает лучше узнать собак и выявить лучших из них для использования, как производителей. В самом деле, как можно знать, умна ли собака и способна ли она к работе, если она живет запертой? Многие из нас отказались бы от идеи держать такую собаку, потому что не каждый имеет достаточно времени и подходящие условия, что бы держать ее правильно. Для достижения успеха заводчик аборигенных собак должен концентрироваться на их лучших рабочих качествах. В настоящее время есть такие энтузиасты, которые стараются разводить лучших собак, основываясь на их работе в поле, как на единственном критерии породы. Это означает отбор на определенную функцию,вместо определенного экстерьера. В Соединенных Штатах Америки охотники на койотов в прериях центральных и западных штатов уже более 100 лет работают над борзой для охоты на койотов. Возможно, вы спросите, почему создавать еще одну породу, когда уже есть несколько отличных борзых пород для охоты на любую быстро бегающую дичь? Проблема в том, что ни одна из них не удовлетворяет требованиям охотника на койотов. Присуществующих условиях в американских прериях и в западных штатах, грейхаунды не выдерживают жаркой погоды и даже могут перегреться, если их послать за животным в жаркий день. Кроме того, они могут сломать себе ноги во время бега по пересеченной местности. Шотландские оленьи борзые достаточно смелы,чтобы драться с койотом, но они не достаточно быстры, чтобы его поймать. Русская псовая борзая может бежать достаточно быстро, но они не достаточно ловки на поворотах, когда койот начнет вилять под линией забора с колючей проволокой и среди кустарника; кроме этого, они также не любят жаркой погоды. Хорошая койотовая борзая должна быть быстрой, ловкой на поворотах, смелой и агрессивной, сильной и ловкой,чтобы поймать такого сильного хищника, как койот. Охотники на койотов скрещивают борзых разных пород и даже собак других пород, чтобы добавить необходимые качества к их смешанного происхождения поголовью. Попытки и ошибки продолжаются, все идет в дело, если это помогает дальнейшему улучшению породы в функциональном смысле. А порода ли это? Да, это порода, которая лучше всех ловит и убивает койотов. Внешность собак не так уж важна, но по функциональной части строения они все хороши и очень сходны анатомически. Их внешность изменчива, но это не важно для их работы, некоторые собаки имеют жесткую, вьющуюся псовину и бороду, как у шотландской оленьей борзой, а у некоторых псовина короткая и гладкая; у некоторых уши стоячие, а у других висячие или одно ухо стоит, а другое смотрит вниз и любой окрас псовины принимается. Их функциональная анатомия и сила совершенствуются до возможного предела, но маловажные признаки могут варьировать. Владельцы и пользователи койотовых борзых думают, что их собаки прекрасны, но для традиционного «пуриста» заводчика, это трудно принять. Охотники на койотов видят красоту в работе своих собак. Койотовая борзая поистине уникальная порода собак с одной самой важной чертой, она может поймать и убить койота лучше, чем любая из существующих чистокровных пород.Другой пример представляет собой аляскинский хаски. Что это за порода? Аляскинский хаски - это порода собак, которая может тащить нарты быстро и очень долго. Функция прежде всего. Как выглядит эта собака? Она очень похожа на северную ездовую (или на сибирскую ездовую). Любая масть псовины принимается, у некоторых собак не совсем стоячие уши, или уши асимметричны, но под селективным давлением работы в условиях севера классический облик собаки севера, работающей в нартах в массе преобладает. Генетически эта порода в постоянном изменении, потому что ее любители все время ее скрещивают снова и снова, стараясь улучшить рабочие качества. Самые разные породы были добавлены к размножаемому поголовью: аборигенная ездовая собака Северной Америки, близкая к канадской ездовой эскимосов, аляскинский маламут и сибирский хаски. Начиная с эры золотой лихорадки, борзые добавлялись для скорости, гончие для выносливости на бегу, ирландские сеттеры для горячего темперамента, а запоследние годы еще и курцхаар, немецкая овчарка и, иногда, волк. Все это было перекомбинировано и отбиралось для улучшения рабочих качеств, которые всегда оставались теми же самыми, бежать быстро идолго. Здесь также внешний вид подчинен функции. Вероятно, под давлением естественного отбора спервого взгляда аляскинский хаски выглядит как северная ездовая. Аляскинский хаски может быть и не выглядит прекрасной для некоторых, но эта порода выигрывает гонки.Эти два примера заслуживают серьезного внимания зоологов и генетиков. Некоторые кинологи решительно отказываются признать эти две породы, но на самом деле эти собаки в той же степени породы как и другие породы с родословными, но они основаны на другой концепции породы. В этих случаях экстерьер подчинен рабочим качествам и собаки каждой из этих двух пород весьма единообразны анатомически. Вероятно именно так начиналось разведение аборигенных пород в доисторическое время, когда их предки еще выглядели как динго или другие не специализированные аборигенные породы. Отбор на исполнение определенной работы начался со времени, когда волк был одомашнен. Вероятно работа первых собак было просто быть компаньоном, а иногда и мясом для еды. Это та экологическая ниша,которую занял австралийский динго до того, как он был открыт европейцами. Будучи отбираемыми в течение тысячелетий для разных функций и приспосабливаясь к разным географическим условиям, они дижергировали и дали нам лаек, салюки, сторожевых собак для работы при стаде, ездовых собак и другие группы пород. Их дальнейшая судьба будет зависеть от участи целых экологических систем в их родных странах, из которых они нам и достались. Разведение на сохранение не то же самое, что разведение на улучшение. Даже если мы знаем, что должен делать какая-либо из аборигенных пород и как она должна выглядеть, разведение «в неволе» может помочь только как временная мера. Если это будет продолжаться в течение многих поколений, порода изменится к худшему по причине дегенеративного отбора. Некоторые из аборигенных пород очень изменчивы морфологически и даже политипичны, чтоозначает, что они имеют более одного типа в одной популяции или несколько очень сходных подпород. Понятно, что их естественное разнообразие не может быть сохранено путем разведения на искусственный идеал традиционного стандарта, потому что он автоматически требует сокращать изменчивость, насколько это возможно. Стандарт аборигенной породы должен быть более широким, описательным и включать более,чем один тип встречающийся в аборигенной популяции на ее родине. А. Сдефчев и С. Сдефчев (2007) уже применили такой подход в их работе с каракачанской овчаркой. Лучшими собаками для разведения должны быть не единичные выставочные чемпионы, а собаки наибольшее число баллов в результате бонитировки. Выставки и полевые испытания аборигенных собак должны быть пересмотрены с упором на физическое исполнение и правильное поведение в процессе работы и в повседневной жизни. Сохранение максимальной генетической гетерозиготности племенного поголовья собак может быть достигнуто путем ведения нескольких параллельных линий с последующим межлинейным скрещиванием. Заводчики продуктивных сельскохозяйственных животных успешно используют этот метод. Использование и селекция аборигенных собак для выполнения другой новой для них работы также может изменить их, особенно, если их отбирают на более легкую обучаемость. Это сделает их более послушными командами дрессировщика, но они могут утратить свою способность к независимой работе в их родной обстановке.Конечно, владельцы аборигенных собак в местах далеких от их родины будут продолжать показывать их на выставках, а многие будут разводить их для тех или иных целей. После нескольких поколений некоторые линии изменятся и даже возможно станут другой породой под другим названием. Добавление здоровой генетики «дикого типа» к генетически обедненным и засоренным культурным породам может бытьполезным для них. Однако, все это не имеет отношения к охране настоящих древних аборигенных пород собак. Сохранение аборигенных пород должно стать частью широких программ по охране природы, включая ландшафты, растительность и диких животных, таких как зайцы, антилопы, шакалы, лисицы, волки, койоты,медведи и другие виды. Конечно, люди с их традиционным образом жизни и землепользованием, включая скот и собак, должны стать жизненной частью таких программ. Сохранение природы и собак невозможно без людей, которые живут и зависят от земель в своих странах. Охрана Природы (Nature Conservancy) и другие бездоходные и влиятельные фонды и ассоциации могут поддержать такие программы и любители аборигенных собак смогут сохранить истинно «дикий тип» в основных популяциях аборигенных собак в ихродных странах. На этой конференции, у нас была возможность узнать об интересных исследованиях иизменениях в истории, изменчивости и охране тазы в Средней Азии и Казахстане. Несомненно, эта порода восстанавливается (К. Н Плахов и А. С. Плахова, 2005). Плаховы проделали большую работу по восстановлению по спасению породы в своей стране и накопили интересную информацию о породе, ее истории и существующей сейчас изменчивости. Однако, их последняя идея развить отдельную породу,казахскую тазы, потенциально опасна для самой идеи сохранения этой породы как аборигенной. Она будет просто превращена в еще одну культурную породу со всеми последующими изменениями, такими как сокращение генетической изменчивости и изоляция от еще существующих аборигенных популяций.Очень интересные результаты по изучению аборигенных собак Португалии были доложены Карлой Круз (2007). Хороший пример реального прогресса по охране каракачанской овчарки представлен в статье братьев Седефчевых (2007) в Болгарии. К сожалению, Седефчевы не прилетели в Алматы, как они планировали, но они недавно прислали статью. Они ведут исключительно интересную работу по сохранению трех старейших в Европе пород животных: каракачанской овчарки, каракачанской грубошерстной овцы и местной лошади. Вся эта работа стала частью целого проекта по охране природы, включая волков и медведей. Такая работа может послужить примером для других как получить финансовую поддержку для решения таких сложных и трудных задач. Заводчики, активно использующие аборигенных собак для работы и спорта как раз те люди, которые должны внести серьезный вклад в их сохранение для будущих поколений любителей собак. Тем не менее,охрана аборигенных собак в странах их происхождения является наиболее важным и надежным путем для достижения гарантии их выживания. Линии аборигенных пород во владении любителей собак в странах далеких от их первоначальной родины и среды будут нуждаться в периодическом генетическом освежении поголовья путем привоза новых собак из их материнских популяций «дикого типа», также как древнегреческий гигант Антей нуждался в прикосновении к матери Земле для восстановления своей силы.

 

ЛИТЕРАТУРА 1. Круз, К. 2007. Овчарки и пастушьи собаки Португалии. 

2. Плахов, К. Н. и А. С. Плахова. 2005. Вестник PADS, Январь и апрель, 2005. Москва

3. Седефчев, А. и С. Седефчев. 2007. Каракачанская овчарка. Сохранение аборигенной сторожевойсобаки Болгарии. 

4. Элиасон, Э. 2007. За новое место животных в исследованиях по фольклору: биофакты как результаты икак участники в народном творчестве (этнозоологические доказательства из традиции охоты на койота насеверо-американских прериях). 

5. Beregovoy, V. and J. Moore Porter. 2001. Primitive Breeds – Perfect Dogs. Hoflin Publishing. 424 pp. 6. Coren, S. 1994. The Intelligence of Dogs. A Guide to the Thoughts, Emotions, and Inner Lives of Our CanineCompanions. Bantam Books. New York, Toronto, London, Sydney, Auckland. 271 pp.

7. Derr, M. 1997. Dog’s Besт Friend. Annals of Dog Human Relationships. Henry Holt and Company, NewYork, 380 pp.

8. Lush, J. L. 1994. The Genetics of Populations. Special Report 94, Iowa State University, College ofAgriculture, Iowa Agriculture and Home Economics Experiment Station, Ames, Iowa.

9. Mayr, E. 1966. Animal Species and Evolution. The Belknap Press. Cambridge, Massachusetts, 797 pp.

10. Medical and Genetic Aspects of Purebred Dogs. 1983. Edited by Ross. D. Clark, J. R. Stainer, Special EditorH. D. Haynes. Veterinary Medicine Publishing, Edwardsville, Kansas, 576 pp.

11. Scott, J. P. and J. L. Fuller. 1965. Genetics and Social Behavior of Dog. Chicago: University of Chicago



Обновлен 01 мар 2012. Создан 30 янв 2012



 
Вверх
Питомник басенджи Dream Of Congo • Basenji Family From Ukraine • © Все права защищены