Собаки Древнего Египта




Несмотря на то, что древние обитатели Нила жили несравненно ближе к природе, чем мы, они держали в доме своих любимых животных.
Очень часто мы видим этих любимчиков на изображениях в гробницах – под стульями хозяев. Место очень почетное: под стулом изображались иногда дети или важные для хозяев предметы: ларцы с драгоценностями, зеркала, письменные принадлежности. Особо модно было изображать животных во времена Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.). Разнообразие «любимчиков» радует воображение: кроме привычных для нас собак и кошек, здесь можно увидеть обезьян, гусей, даже козленочка! Изображение не оставляет сомнений: животное не проникло само в дом украдкой и не привлекло внимание художника комизмом ситуации – часто оно привязано к ножке хозяйского стула и угощается выданным ему кормом! Иногда лежащие у ног хозяев собаки удостоены не только написанного рядом иероглифами имени, но и ласкательных эпитетов («любимый госпожой», «хвалимый хозяином»). Но чаще собак изображали «на службе».
Об отношении к собакам говорит следующий факт: им давали не только клички, но и имена, идентичные личным. Есть очень трогательные клички: «Шустрая лапа», «Красивая морда», «Хороший сторож», и смешные - «(Рулевое) весло сзади», «Бесполезная». Клички могли быть обусловлены цветом шерсти: «Черный» или характером: «Смелый», «Надежный», быстротой в беге - «Антилопа», «Северный ветер».
Использовали собак египтяне разнообразно. На охоту брали собак «чезем» - родственников обитающих в долине Нила шакалов. Были и сторожевые собаки (древние египтяне называли их «унеш»). А вот использование собак в роли пастухов, помогавших собирать стадо и гнать его в нужном направлении, охранять от возможных нападений хищников, пока для древнего Египта убедительно не доказано.
В эпоху Среднего царства (2050-1750 гг. до н. э.) появляются служебные собаки для патрулирования в окружающих долину пустынях. В этот период в моду входят низкорослые собаки, похожие на такс. Распространяется другое название для собак, имитирующее их вой: «юу-юу». Это было очень типично для древних египтян – называть животных по характерным для них звукам (например, «кошка» - «миу»). Появляются специальные должности для собаководов (такой штат мог позволить себе царь или очень богатый вельможа). Забавно сравнивает свое положение с собачьим один чиновник XI династии: «как собака, спящая под навесом, в постели, которую любит ее госпожа». Видимо, это значит «как сыр в масле», и, конечно, имеется в виду домашняя любимица, а не дворовый пес.
Видимо, не всем везло – были и бездомные собаки. Их стаи могли быть очень опасны, тому есть письменное свидетельство. Чиновник, посланный за границу с поручением, с ужасом повествует о диких местных нравах следующее: стоило ему открыть кувшин с хорошим пивом, как 200 больших собак и 300 шакалов собирались у дверей его дома из-за прекрасного запаха. Определенные породы собак вывозили из-за границы: из Ливии (западные долины) и с юга – из Нубии и Пунта (предполагается территория Сомали). Любопытен список ввозимых в Египет экзотических товаров из Пунта: черное дерево, слоновая кость, благовония, краска для глаз, обезьяны, шкуры южных пантер, жирафьи хвосты и – борзые.
Но наступал черный день – и четвероногий друг покидал хозяина. Неизвестно, были ли какие-нибудь траурные ритуалы (о глубокой скорби утративших кошку нам сообщает Доидор). Часто собак хоронили рядом с хозяином. Так, уже от начала египетской истории известно богатое захоронение собаки: на ее стеле вырезано ее изображение и кличка «Господин».
В греко-римскую эпоху, когда пышным цветом расцвел культ священных животных, собак мумифицировали и торжественно погребали в честь шакалообразных богов – Анубиса и Упуауту. Для греков первый казался собакой, а второй – волком.



Обновлен 14 апр 2012. Создан 21 июл 2010



Вверх
Питомник басенджи Dream Of Congo • Basenji Family From Ukraine • © Все права защищены